Как зарегистрировать товарный знак
Сегодня на высоко конкурентном рынке товаров и услуг одной из важных задач для каждого производителя является создание своего рода визитной карточки, позволяющей потребителям легко распознавать товары и услуги именно этого производителя. Роль такой визитной карточки призван играть уникальный товарный знак.
Под товарным знаком (или брэндом) как правило понимается специальное изображение производимой продукции или предоставляемой услуги, выраженное в словесной, объемной либо изобразительной форме. При этом может использоваться как одна форма (к примеру, словесный девиз или лозунг), так и несколько (к примеру, цепляющая взгляд фраза с изображением яркого символа или знака). Все более популярными становится регистрация товарного знака с использованием запоминающейся мелодии, вызывающей четкую ассоциацию пользователей с конкретным брэндом.
Чтобы получить эксклюзивные права на пользование товарным знаком и защитить свои авторские права на него, требуется зарегистрировать товарный знак в определенном законодательством государственном органе. Таким органом является Федеральный институт по промышленной собственности (ФИПС). Как зарегистрировать товарный знак?
Обычно регистрация товарного знака проходит в четыре этапа.
Первый — заключается в разработке самого товарного знака. Есть целый ряд требований, без соблюдения которых зарегистрировать индивидуальный товарный знак не получится. К примеру, используя слова или группы слов, рисунки, буквы, и прочие отличительные знаки, нужно избегать слов общего употребления для товаров определенной группы, общепринятых терминов и символов, а также символов и терминов, содержащих информацию о времени, месте или способе производства товара. Не допускается также включение информации о составе, качестве, виде и форме товара.
Можно забыть о получении регистрации товарного знака, если таковой содержит элементы государственной символики, имеет видимое сходство с другими товарными знаками, копирует изображение культурного памятника государства или название известных литературных произведений или произведений искусства, научных открытий или изобретений.
Второй этап — подготовка заявки на получение регистрации. Существует 2 способа оформления для регистрации заявки – самостоятельно или через доверителя – патентного поверенного. В качестве патентного поверенного выступает юридическая фирма или агентство, специализирующиеся на оказании всего комплекса услуг по регистрации уникальных товарных знаков.
В ходе третьего этапа осуществляется предварительная экспертиза. На этом этапе сотрудниками ФИПС проводится проверка предоставленной заявки на предмет ее соответствия существующим требованиям. При этом у заявителя сохраняется право внести изменения или дополнения в свой товарный знак.
На четвертом, финальном этапе проводится полная регистрация товарного знака, включающая проверку уникальности и добросовестности знака.
Немаловажно знать, какие документы требуются для регистрации товарного знака. Их перечень четко определен законодательством и включает предоставление свидетельства о государственной регистрации, а также справки налоговой инспекции, подтверждающей постановку на учет. Требуется указать личные данные директора (Ф.И.О.) и все реквизиты правообладателя. Необходимо также предоставить электронное изображение регистрируемого знака и документы, подтверждающие оплату заявителем пошлины в размере 15 000 рублей.
Законодательство допускает внесение изменений текущего порядка, для проведения которых требуется предоставление выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, выданной не более месяца назад.
Необходимо учитывать, что существуют различия в регистрации изменений текущего порядка для индивидуальных предпринимателей и обществ с ограниченной ответственностью (ООО).
Так, для ИП требуется регистрировать изменения, касающиеся изменений паспортных данных предпринимателя, его места проживания, смены вида осуществляемой деятельности либо смены владельцем его гражданства.
В случае с ООО, под регистрацию подпадают текущие изменения, вносимые в учредительные документы Общества (название ООО, его юридический адрес, вид деятельности, размер уставного капитала), а также изменения, которые не требуют корректировки учредительных документов Общества, связанные, к примеру, со сменой генерального директора ООО или данных его паспорта, изменениями в списке учредителей или долей участников ООО.