Бизнес план фермерского хозяйства: с чего начать составление?
Инвестирование средств в развитие собственного фермерского хозяйства с каждым годом становится все более актуальным. Целью данного вида бизнеса (нередко – семейного) является получение прибыли путем выпуска и реализации сельскохозяйственной продукции. Чтобы сделать первые шаги в этом направлении, необходимо составить готовый бизнес план крестьянского фермерского хозяйства.
Выбор стратегии развития
От объема первоначального капитала будет напрямую зависеть стратегия развития бизнеса. Согласно статистике наибольшая устойчивость к рыночным изменениям, стабильная прибыль, достаточно быстрая окупаемость характерна для крупных фермерских хозяйств, имеющих многоплановую специализацию. Вместе с тем, для открытия большой фермы необходимы внушительные средства и немалое количество времени для прохождения «бюрократического» этапа.
Более быстрым и простым является создание хозяйства с узкой специализацией и его постепенное развитие за счет получения прибыли. Такой вариант оптимален для новичков, в том числе и семей, состоящих из 2-4 человек. Перед составлением необходимо определиться со специализацией бизнес плана фермерского хозяйства: овощеводство, животноводство, пчеловодство и т.д.
Подготовка юридической и материальной базы
Создание фермерского хозяйства возможно одним гражданином или группой родственников, которые подписывают соглашение. В большинстве случаев у организаторов фермерского хозяйства имеется общая собственность (к примеру, земля), и они сами являются участниками рабочего процесса. Наемные работники, как правило, привлекаются после выхода хозяйством на получение стабильной прибыли.
Бизнес план крестьянского фермерского хозяйства должен разрабатываться с учетом вложений в материальную базу.
1. Земля
Для организации фермерского хозяйства возможно использование земельного надела, который имеется в собственности, или же аренда участка, имеющего нужную площадь и подходящее месторасположение.
Если планируется реализация сельскохозяйственной продукции, ферму лучше всего расположить рядом с транспортными путями и крупными населенными пунктами. Хорошая экология – это дополнительный плюс к качеству продукции и репутации хозяйства. А вот ферму, специализирующуюся на племенном разведении, лучше отнести подальше от цивилизации.
Практика показывает, что более выгодна модернизация устаревших хозяйств, чем возведение собственной фермы с нуля, когда на оформление документов и выполнение работ могут уйти годы.
2. Приобретение поголовья (семян, саженцев и другого сырья)
Говоря о доходности фермерских хозяйств, аналитики отмечают, что для выхода на рентабельную работу необходимо начинать с 400-800 голов. Так, при занятии птицеводством в среднем окупаемость наступает в течение года.
Расходы на приобретение посевных культур зависят от площади земельного участка, который имеется в распоряжении. Оптимальным вариантом для небольшого участка является возведение теплиц. Известны примеры многих успешных ныне фермеров, имеющих хозяйства с несколькими гектарами земли, которые начинали работу с 10 соток.
3. Применение технологий
Для повышения эффективности работы хозяйства рекомендуется использование современных технологий, усовершенствованного оборудования и других инноваций, облегчающих жизнь фермеру.
Формирование команды
Основу команды фермерского хозяйства в большинстве случае составляют родственники, подписавшие соглашение. Для общего руководства и принятия ответственных решений необходимо выбрать главу – человека с правом решающего голоса. Обслужить небольшое фермерское хозяйство под силу 3-4 работникам. Также понадобятся услуги приходящего бухгалтера и ветеринара.
Получение кредита
Существует несколько государственных программ, которые направлены на поддержку и развитие сельскохозяйственного производства. Если собственных средств на открытие фермерского хозяйства недостаточно, можно воспользоваться финансовой поддержкой государства – получить долгосрочный кредит или субсидию. Для этого кредитному учреждению или субсидирующему органу потребуется подробный бизнес план фермы.
Реализация продукции
Вопрос реализации сельскохозяйственной продукции такой же сложный, как и ее производство. Необходимо заранее позаботиться об установлении связей с предприятиями по переработке, а также объектами торговли. Нельзя полностью исключать и возможность неурожая овощей-фруктов или болезни поголовья.
Нужно также учитывать и тот факт, что вопрос ценообразования в данной отрасли зависит от объема импортного товара на рынке. Иногда фермерам приходится реализовывать продукцию ниже себестоимости по причине переизбытка аналогичных завезенных продуктов. Все это должно быть отражено в бизнес плане фермы.
Полный образец бизнес план фермерского хозяйства можно заказать в специализированных фирмах, или скачать примерный план в сети.